Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: История древнерусского монашества XI-XIII

Купить за 600 руб.
Страниц
49
Размер файла
44.53 КБ
Просмотров
28
Покупок
0
Актуальность темы. "Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф. 5, 48). Послушная своему Божественному Основателю, Церковь Христова вот уже без малого две тысячи лет стремится к достижению

Введение

Актуальность темы. "Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф. 5, 48). Послушная своему Божественному Основателю, Церковь Христова вот уже без малого две тысячи лет стремится к достижению не достижимого без благодати Божией идеала совершенства, заданного Господом в Нагорной проповеди и лежащего в основании великой христианской аскетической традиции. Эта традиция, давшая необъятный сонм святых аскетов, несомненно, не появилась в одночасье, но стала плодом многовекового развития и оттачивания своих форм и норм. "Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к преподобному Сергию Радонежскому. Нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы, еще за год до самой развязки, было пробуждением Руси как народа исторического"? - так в начале минувшего столетия, перед лицом постигшей Россию катастрофы, священник Павел Флоренский писал о преподобном Сергии Радонежском и его времени. Сегодня 2014 год - это 700-летие со дня рождения преподобного. Это время, когда нужно обратить свой взгляд в историю благочестия Древней Руси, которая создала добрую почву, для прорастания такого Радонежского цветка благочестия. Изучение монастырского жизни, быта и нравов XI-XIII вв. имеет большое значение как исследование. При этом под понятием "быт" следует понимать совокупность таких элементов как повседневные занятия, одежда, рацион и т.д., а под понятием "нравы" - духовную жизнь монастыря, особенности духовно-нравственного восприятия все - возможных явлений из жизни древнерусских обителей и монастырскую аксиологию.

Цель работы заключается в изучении появления и осмысление дальней истории древнерусского монашества XI-XIII вв.

Задачи определены соответственно поставленным целям:

описать причины и обстоятельства появления монашества на Руси;

рассмотреть особенности первых монастырей;

освятить личности подвижников благочестия;

проанализировать распространение монашества по другим регионам;

сделать анализ форм взаимодействия монастырей с внешним миром.

Новизна данного исследования определяется тем, что впервые предпринимается комплексная реконструкция всех возможных сторон быта монастырей XI-XIII вв.

При обзоре литературы, непосредственно связанной с нашей темой, считаем целесообразным исходить из общей проблематики нашего исследования. Хронологически историографию вопроса можно поделить на дореволюционный, советский и современный этапы.

Дореволюционную историографию проблемы исследователи разделяют на два направления - "школу историков-иерархов" и светскую историческую науку. Различаясь по методам исследования, оба направления рассматривали такие вопросы как происхождение института. Общий очерк истории монастырей, основанный на широком привлечении разнообразных источников, в том числе и неопубликованных, впервые вводимых в научный оборот, дается в "Истории Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова). Опубликованная более ста лет назад, она сохраняет актуальность и для науки сегодняшнего дня, хотя с тех пор появилось значительное число публикаций источников и глубоких исследований, посвященных отдельным периодам, явлениям, событиям истории Церкви, монастырей и монашества. Не меньшее значение имеют соответствующие разделы "Истории Русской Церкви" академика Е.Е. Голубинского. Эти ученые детально проанализировав все источники и известную литературу своего времени, дают оценку всем событиям в православной традиции.

Для истории монашества первостепенное значение имеют произведения агиографического жанра. Исследование В.О. Ключевского "Древнерусские жития святых как исторический источник" остается единственным опытом исследования истории явления в целом. Хотя существуют и другие труды о русских святых, в том числе преподобных, однако они значительно уступают очерку Ключевского по широте источниковой базы.

Следующий этап изучения института монашества - советская историография. Атеистическая доктрина не могла признать роли Церкви в истории, поэтому были практически прекращены публикации о Церкви, а монастырям отводилась роль эксплуататора, отнимающего у крестьян освоенную землю. Но со временем советская историческая наука переоценила свое отношение к монастырям Древней Руси. Значительный вклад в изучение древнерусского монашества внес Я.Н. Щапов. Ему принадлежат исследования в области ктиторскиой деятельности князей, роли архимандритии на Руси, социальной роли монастырей.

Советские историки уделили значительное внимание древнерусскому монашеству в процессе изучения городов Древней Руси. Особенно показателен в этом смысле труд М.Н. Тихомирова "Древнерусские города". "Монашество в этот первоначальный период истории русской церкви было тесно связано с городами" - справедливо отмечал М.Н. Тихомиров. Большое значение для изучения жизни древнерусских монастырей имеют археологические данные. В этой связи особенно ценны реконструкции архитектурных сооружений древнерусских городов П.А. Раппорта.

Следует особо выделить русскую эмигрантскую историческую науку: А.В. Карташев и И.К. Смолич. Для нее в отношении изучения древнерусского иночества характерны попытки осмыслить древнерусскую святость и увидеть ее исторические истоки. Реконструкции монастырского жизни представлены только в исследованиях И.К. Смолича. Однако построены они, в основном, на поздних источниках.

Помимо указанных монографий о возрождении интереса к монастырской истории свидетельствует выпуск сборника статей "Монашество и монастыри в России. XI-XX в.". Для настоящего исследования особый интерес представляет статья Я.Н. Щапова "Монашество на Руси в XI-XIII веках" и М.И. Бълховой "Монастыри на Руси XI - середины XIV вв.".

Объектом настоящего исследования является монашество XI-XIII вв. Греческое слово "монах" ("один", "живущий в уединении") нашло себе в русском языке очень выразительный синоним - "инок", то есть человек, живущий иным образом, нежели остальные люди. Древнерусское монашество как носитель этого "иного жития" и составляет объект.

Предмет исследования - история, быт и нравы монастырей, находившихся вблизи крупнейших центров древнерусской государственности - Киева и Новгорода в конце XI - XIII вв. Этот выбор объясняется, главным образом, степенью сохранности источников настоящего исследования.

Источниковая база исследования. Летописи остаются основными источниками, содержащими сведения по истории монастырской жизни в Древней Руси, но круг затрагиваемых в них проблем ограничен. В них содержатся конкретные сведения об устройстве обителей, строительстве в их пределах, уточняются даты настоятельства. В зависимости от того, где создан летописный свод, содержатся факты о жизни в монастырях в разных регионах Древнерусского государства. Так, в работе использованы "Повесть временных лет", Новгородская, Ипатьевска и Лаврентьевская летописи.

Летописные сведения дополняются свидетельствами других нормативных источников. К их числу относятся агиографические сочинения, то есть жития святых. Количество дошедших до нас ранних житий невелико. Почти все известные жития связаны с деятелями, занимавшими значительное место в истории Древней Руси. Несмотря на то, что списки житий, дошедшие до нас, значительно удалены от времени смерти святого, в них можно выявить сведения по истории монастырей в древнерусских городах.

Особое место занимает Киево-Печерский Патерик. Рассказывающий о ранней истории Киево-Печерского монастыря и его первых подвижниках, он формировался начиная с первой трети XIII в. Патерик содержит несколько десятков рассказов о печерских подвижниках. Описываемые события происходили в середине XI-XII вв. Благодаря этому источнику можно проследить постепенный рост монастыря, его внутреннюю жизнь, виды подвижничества, отношения с князем и боярством, а также и распределение обязанностей монахов.

Таким образом, исследователь монастырской повседневности располагает целым рядом исторических источников, позволяющих произвести реконструкцию отдельных сторон жизни монастырей в Древней Руси.

Хронологические рамки исследования охватывают первые века существования собственно русского иночества: XI-XIII вв. В данный отрезок времени монашество пережило свой первый расцвет на нашей земле, связанный в основном с жизнью и деятельностью преподобного Феодосия Печерского, распространением Студийского устава и т.д.

Методологию настоящего исследования в значительной степени определяет характер используемых в нем источников. В основе исследования - системный подход. Системный подход реализуется через использование комплекса методов, выбор которых определяется содержанием конкретных исследовательских задач. В настоящей работе использованы историко-генетический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, культурологический, психо-исторический методы исследования.

Научная новизна данного исследования определяется тем, что предпринимается комплексная реконструкция всех возможных сторон быта монастырей XI - XIII вв.

Структура работы исходит из поставленных в исследовании задач, а именно:

рассмотреть и проанализировать причины и историю появления первых монастырей в Древней Руси;

дать характеристику монашества до времени преподобного Сергия Радонежского.

Глава 1. Монашество в XI веке: истоки и первые шаги

.1 Исторический экскурс в православное монашество Востока

В период обращения Руси в христианство, монашество в Восточной Церкви уже приобрело законченные черты. Поэтому следует дать краткий и схематический очерк его исторического пути, чтобы лучше понять те процессы, которые происходили на Руси в период появления русского иночества.

При своем зарождении монашество отличалось особым аскетизмом. Это вызвано самой идеей возникновения института монашества на христианском Востоке. Протоиерей А. Шмеман так описывает причины и характер первого монашеского подвига: "Монашество есть не что иное, как воплощение в новых условиях того исконного, евангельского понимания христианства, которое определяло собою жизнь всей ранней Церкви. Отречение от мира есть условие христианства. В эпоху гонений, сама принадлежность к христианству уже "отделяла" человека от мира и его жизни… когда эти условия изменились и мир перестал бороться с христианством, а, напротив, предложил ему союз, который мог стать и очень скоро стал более опасным для духовных ценностей, не допускающих "натурализации", монашество стало как бы выражением их независимости. С самого начала также и идеал девства и вообще вольного отказа от тех или иных, не плохих самих по себе, благ, развивался параллельно с мученичеством. Когда же это последнее исчезло, монашество не могло не стать всем, что мученичество воплощало и выражало".

Первые монахи-отшельники появляются уже в начале IV в. на территории Египта. Великий сонм древнеегипетских анахоретов, самыми яркими представителями которого являются преподобные Антоний Великий, Макарий и Пахомий Великий, обрел в лице последнего "начальника египетской киновии". Братия, которая собралась вокруг преподобного Пахомия, образовала первый христианский монастырь. Возник он в Тавенне, возле Фив, в318 или в319 г. Его устав стал основой общежительного аскетизма. Становление и развитие монашества в точном определении сущности и основных черт принадлежит уже святителю Василию Великому. Его аскетические творения, написанные для монашеских общин Каппадокии, содержат в себе богословское и пасторское обоснование киновии.

Палестинские обители, в которых первоначальниками киновии были Илларион Газский и Харитон Великий (IV в.), превратились в общежительные монастыри, получившие наименования "лавра". Ефимий Великий (V в.), Феодосий Киновиарх (ок. 529 г.) и, в особенности, игумен преподобный Савва Освященный были основателями монашеского общежития, которое в Палестине имело свои особые местные черты. В V в. иночество процветало уже в Сирии и на Синайском полуострове. Образы великих сирийцев Ефрема и Исаака, Иоанна Лествичника и Симеона Столпника свидетельствуют о необычайной высоте, на которую взошло там иноческое отречение от мира.

В течение IV-VI вв. восточное монашество стало играть чрезвычайно важную роль в жизни Церкви; его церковно-общественное и государственно-политическое значение станет нам более понятным, если обратиться к "Кодексу" императора Юстиниана (VI в.), в котором новеллы, касающиеся монастырей, занимают весьма важное место. В VIII-IX вв. значение монашества выросло еще больше. Оно нашло в себе силы выступить против иерархии и императорской власти, по крайней мере, встать в оппозицию к ним, чтобы отстоять учение Церкви по важнейшим вопросам православной жизни. Известно, что в судьбоносной для Церкви борьбе за почитание икон именно монашество обеспечило торжество иконопочитания. Победа этой "партии" еще более возвысило и упрочило положении монастырей в Византии. Эпоха иконоборчества - время великих лидеров. Пример тому - судьбы преподобных Феодора Студита, Иоанна Дамаскина и других. После поражения иконоборчества монашество вступило в самый блистательный период своей истории. Возрастает число обителей, влияние монахов становится настолько сильным, что современники называли Византию "царством монахов", а свое время - "эпохой монашеской славы".

Оглавление

- Введение

- Монашество в XI веке истоки и первые шаги .1 Исторический экскурс в православное монашество Востока

- Первые монашествующие в Древней Руси

- Возникновение монастырей в Киевской Руси

- Преподобный Феодосий и Киево-Печерский монастырь

- Монастыри на Руси в XI веке Глава 2. Монашество на Руси до преподобного Сергия Радонежского

- Монастыри на Руси в XII-XIII вв

- Общественная деятельность монастырей

- Просветительская деятельность монастырей Заключение

- Литература

Заключение

Монастыри издавна составляли неотъемлемую часть древнерусской повседневности. Уже к началу XIV в. на Руси сложилась определенная система монастырей. Русь, приняв христианство из Византии, вместе с остальной церковной культурой восприняла и монашество, как неотъемлемую ее часть. Ко времени принятия Русью христианства византийское монашество переживало очередной подъем. Вот почему монашество Руси сразу заняло подобающее ему место и прочно закрепилось в религиозной жизни древнерусского общества. Далее монастыри становятся символом благосостояния князя или архиерея, отсюда большой рост числа так называемых "ктиторских" монастырей, то есть обителей, живущих на средства ктитора - мецената. И только лишь с появлением Печерского монастыря - обители, основанной русским монахом - отшельником можно говорить о начале собственно русского монашества.

Список литературы

1. Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская Земля. - Перевод Д.С. Лихачева

2. Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры с приложением избранных акафистов. - Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2005.

. Изборник 1076 года: Слово о чтении книг // Красноречие Древней Руси: XI - XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 33-34.

. Иларион. Слово о законе и благодати // Красноречие Древней Руси: XI - XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 42 - 49.

. Киево-Печерский Патерик. - М., 1759.

. Киево-Печерский Патерик: полное собрание житий святых в Киево-Печерской Лавре подвизавшихся. - 2-е изд. в новом полном переводе Е. Поселянина. - М.: Издание книгопродавца А.Д. Ступина, 1900.

. Кирилл Туровский. Торжественные слова // Красноречие Древней Руси: XI - XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 70 - 107.

. Краткое греческое Житие Стефаия Сурожского - Труды В.Г. Васильевскаго. - Т. 3. Петроград: Типография Императорской Академии наук, 1915. - С. CCXVIII- CCXXIII.

. Лука Жидята. Поучение к братии // Красноречие Древней Руси: XI - XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 39 - 40.

. Поучения Феодосия Печерского: Поучение о терпении и о милостыне // Красноречие Древней Руси: XI - XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 67 - 69.

. Поучения Феодосия Печерского: Слово о вере христианской и о латинской // Красноречие Древней Руси: XI - XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 58 - 62.

. Поучения Феодосия Печерского: Слово о терпении, и о любви, и о посте // Красноречие Древней Руси: XI - XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 63 - 66.

. Содержание подробнаго славяно-русскаго Жития и критическия замечания к оному - Труды В.Г. Васильевскаго. - Т. 3. Петроград: Типография Императорской Академии наук, 1915. - С. CCXXIII - CCXL

. Абрамович Д.И. Изследование о Киево - Печерскомъ Патерике какъ историко - литературномъ памятнике. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1902.

. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977.

. Бестюжев-Рюмин К. Крещение Руси. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008.

. Бълхова М.И. Монастыри на Руси XI - середины XIV вв. // Монашество и монастыри в России. XI - XX вв. : Исторические очерки. - М.: Наука, 2002. - С. 25 - 56.

. Гаврюшина Л.К. Бегство св. Саввы на Святую гору: сербская житийная традиция и ее восприятие на Руси // Герменевтика древнерусской литературы. - М.: Знак, 2005. - Сборник 12. - С. 580 - 591.

. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. - М.: Общество любителей истории, 2002. - Т. 1- 2.

. Демин А.С. Из истории древнерусского литературного творчества XI - XVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. - М.: Языки славянской культуры, прогресс-традиция, 2004. - Вып. 11. - С. 9 - 131.

. Дмитриевский А.А. Описанiе литургическихъ рукописей, хранящихся въ библiотекахъ Православнаго Востока: в 3 т. - Киев: Типография Г.Т. Корчух - Новицкаго, Мих. ул., № 4, 1895. - Т.1

. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. - М., 2009.

. Древне-русская литература. / Составитель А.Л. Жовтис. - М.: "Высшая школа", 1965.

. Духопельников В.М. История России XII - XVIII вв.: учебное пособие для студентов исторических специальностей высших учебных заведений. - Харьков, 2005.

. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М.: Издательство ПСТГУ, 2007.

. Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере. - М., 2004.

. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. - в 2-х т. - М.: Паломник, 2000.

. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - Минск: Белорусский экзархат, 2007. - Т. 1.

. Киевския пещеры и Киево-Печерская Лавра. - Киев: Типография Сементовского, 1864.

30. Ключевского В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М., 1988.

. Красноречие Древней Руси: XI - XVII вв. / Составитель Т.В. Черторицкая. - М.: Советская Россия, 1987.

. Кусков В.В. История Древнерусской литературы. - М.: Высшая школа, 1989.

. Лебедев Л., прот. Крещение Руси: 988 - 1988. - Московская патриархия, 1987.

. Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. - М., 2004.

. Макарий (Булгаков), митроп. История Русской Церкви. - М., 1995. - Кн. 2.

. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. - Изд. 4-е. - М., 2000.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
49
Размер файла
44.53 КБ
Просмотров
422
Покупок
0
История древнерусского монашества XI-XIII
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram